Мучиловская территория дизайна

Наш дом отражает часть волшебства, скрытого внутри нас...

Категории раздела

Архитектура [1]
История искусств [0]
Предметный дизайн [1]
Психология создателя [5]
Текстиль [1]
Цветоведение [0]

Форма входа

Теория дизайна

Главная » Статьи » Предметный дизайн

Стили мебели. Первобытная эпоха. Часть 1.

Подобно тому, как у первобытных животных развивалась способность приспосабливаться к окружающей среде, быть готовыми к обороне и нападению, устраиваясь в гнездах и пещерах, имея панцирь, зубы и когти, так и первобытные люди учились делать утварь, оружие, кров и одежду, расширяя сферу своей деятельности для того, чтобы жить, выстоять и наслаждаться тем, что ими создано.

Вначале кроватью, стулом и шкафом человеку служила голая земля. Только достигнув определенной стадии развития, когда природа перестала казаться ему такой суровой и он получил возможность обращать свои способности и силы не только на борьбу за существование, человек начал изготавливать предметы обихода, имеющие определенную форму и назначение. Способность мыслить и труд вывели человека из состояния животного прозябания. Когда первобытный человек распрямился, он стал беспомощнее, но созданные им примитивные предметы обихода компенсировали этот недостаток. По мере развития способности изготовлять утварь стало развиваться и искусство оформлять эти предметы.

В эпоху палеолита человек мог создавать только примитивные орудия труда; художественная деятельность возникла в тот период, когда первобытные племена, спасаясь от холода, переселились в пещеры. Об образе их жизни можно судить по найденным предметам из камня и кости. Основным средством защиты ему служило укрытие (шалаш, логово), немногим отличающееся от логова зверей.

Пещера – уже первая примитивная форма жилища, в котором тысячелетиями жили пещерные люди, троглодиты. В то время человек пользовался примитивным оружием и орудиями труда, не испытывал потребности в мебели. Он еще не мог оторваться от земли, на которой сидел и спал. В странах Ближнего и Среднего Востока до настоящего времени сохранился обычай отдыхать таким образом.

Изделий из древесины, относящихся к этому раннему периоду, не обнаружено, зато на стенах пещер найдены изображения зверей, рисунки, воспроизводящие образ жизни первобытных людей, занимавшихся в основном охотой.

Возможно, что создание жилища как такового стало необходимым не только из-за неудобства пещер и зависимости от них, но явилось также и следствием первого выдающегося изобретения – каменного топора. Последующие открытия первобытного человека, а именно: огонь, рычаг, нож и колесо, которые стали основой развития механики, совершаются еще в доисторическое время.

После того, как человек покинул пещеру, он начал создавать для себя жилища, шалаши из древесины и тростника, хижины из подобного материала. Это происходило уже в ранний каменный век, когда варварство и жестокость достигли наивысшего размаха: начало этого периода относится примерно к XV-XII тысячелетию до н. э., а конец – ко времени зарождения цивилизации; в Египте это примерно V тысячелетие до н. э., в Европе – II тысячелетие до н. э.

Примитивные постройки уже связаны с определенным местом. Дом стоял на твердой почве и в зависимости от ландшафта, места и климата имел различные формы, которые медленно изменялись; это хижины, землянки, юрты и, наконец, деревянная постройка, которая имела уже форму настоящего дома. Хижины собирались из тонких жердей, снаружи покрывались ветками и плетеньем из прутьев, а внутри остов обмазывали глиной или завешивали шкурками животных.

Дошедшие до нас дома-урны из глины или металла, служившие для хранения праха умерших, являются копиями примитивных построек.

В период неолита наряду с животноводством и земледелием развивалось прядильное, ткацкое дело, гончарное ремесло и обработка древесины. Даже саамы ранние изделия уже украшаются, появляется орнаментика, которая не прекращает своего существования на протяжении всей истории развития отдельных предметов. Первыми элементами орнаментики были точка, штрих, узор шахматной доски, зигзагообразная и волнистая линии, круги и абстрактные формы, которые получаются при плетении и вязании. Развитие идет от конкретного изображения к абстрактным формам. Отдельные мотивы украшения представляют собой стилизованные изображения или символы предметов действительности: зигзагообразная линия изображает, например, змею, а крест – птицу. Постепенно эти изображения становятся все более абстрактными, сохраняют лишь самые характерные очертания реальных предметов, постепенно превращаясь в символы. Следовательно, элементы действительности стилизуются, образуя символы, и из их творческой абстракции возникает орнаментика.

Некоторым художественным элементам форм приписывалась чудодейственная сила. Часто рождение орнамента было обусловлено не конкретным замыслом, а свойством материала или техникой обработки. Орнаментика, возникшая таким образом, раскрывала структуру предмета (например, рисунок соединения кирпичей); такой орнамент называют структурным, в противоположность мотивам, которые изображают природные формы. Структурными орнаментами, к примеру, являются отпечатки пальцев на сосудах из глины или переплетения в виде шнурка, каната. Граница между повседневным ремеслом и искусством стирается. Художественные явления, прежде всего явления декоративного искусства, не только с точки зрения их общественной функции, но и формального развития тесно связаны с повседневной реальной жизнью, орнаментика всегда зависит от материала, способа изготовления и характера украшаемого предмета. Основой каждого орнамента является ритм: повторение одинаковых элементов, новая форма выражения ритмики труда и танца.

 

Категория: Предметный дизайн | Добавил: Abris6 (02.06.2011)
Просмотров: 1349 | Теги: стили мебели

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz